Луганский житель - ЛУГАНСК.ЖЖ.РФ (luganskiy_lgua) wrote,
Луганский житель - ЛУГАНСК.ЖЖ.РФ
luganskiy_lgua

К грядущей Радонице

Оригинал взят у rebrik в К грядущей Радонице


Давайте сразу определимся в понимании слова «Радоница». Корень слова рад, что означает «радование» и «радость». Вполне сочетаемо с этим словом и понятие «род». Не надобно искать здесь языческих откровений, на кладбище в дни Радоницы мы идем, прежде всего, к родственникам, то есть к тем, кто из нашего рода.

Язычество в другом, общеизвестном, наблюдается. В частности, о ситуации начала XX века так говорится: «До настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом. <…> Всё Киевское приходское духовенство <…> увещевало прихожан оставить этот грешный обычай справлять чисто по-язычески пьянственную тризну на гробах своих усопших» (Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителей).



За сто лет после данного указания мало, что изменилось. Поэтому первое НЕЛЬЗЯ, звучит так:

— поминать усопших водкой православному христианину в день их памяти – запрещено. Расхожее замечание, приписанное огорченными сарацинами и иудеями святому князю Владимиру Красное Солнышко, что «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти» всего лишь оправдание неудавшейся рекламы своего религиозного мировоззрения и не более того.

На кладбище мы приходим, чтобы возвестить своим усопшим родственникам и друзьям, что Господь воскрес, как и воскреснет каждый из них. Это реальное, живое, бытовое общение с теми, кто нам дорог, отражает нашу веру в то, что все они и после смерти остаются прихожанами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).

Поминать небольшим обедом на месте захоронения вполне приемлемо, прилично и не возбраняется. Здесь иное НЕЛЬЗЯ:

— поедая вкусную пасхальную снедь уверять себя, что покойник (-ца) тоже покушать любили. Для чего едим на кладбище? Чтобы жить, трудиться и обязательно молиться о тех, к кому пришли на кладбище.

Да и как за них не молиться? Во-первых, хочется, чтобы они «в месте светле» пребывали, во-вторых, чтобы в веке грядущем встретиться, а в-третьих, оттого, что молитва о других Богом ценится больше, чем о себе любимом.

Все же заверения, что отобедать надобно за себя и за родного умершего, сиречь, размышлизма от лукавого, да и, как говорит один очень известный священник, чрезмерное питание приводит к непомерному растяжению живота, отчего кожа натягивается, и веки закрываются…

Должно заметить, что автору этих строк пришлось довольно долго отслужить на сельском приходе, куда входило несколько кладбищ, и не один раз встречать в дни Радоницы рядом с могильным холмиком сладко спящего «поминальника».

Дело, конечно, сугубо личное, но все же усопший радости пасхальной ждал, памяти доброй и молитвенной, а не тризны пресыщающей, пития удручающего и сна невменяемого.

Не стоит забывать, что поминовение усопших творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного Воскресения, радость которого возвестил умершим и Сам Господь, сойдя во ад проповедать победу над смертью (1 Пет 3, 18-19).

Нередко приходилось слышать от собратий североукраинских и белорусских, а в прошлом году и самому наблюдать, как в сельских домах на окна выставляют снедь разнообразную и даже крошки от пасхального кулича по подоконнику рассыпают — с уверением, что «придут, кто помер» и полакомятся.

Это очередное НЕЛЬЗЯ, так как основаны действия эти на откровенном язычестве и колдовстве. Сюда еще надобно добавить бытующие мнение, что для поминовения на Радоницу нужно использовать не пасхальные освященные яйца, а иные, даже иным цветом покрашенные.

Грубо ошибаются и те, кто приглашает в дни Радоницы священника к себе домой, или сами молятся в храме о тех, кто закончил свою жизнь по своей собственной воле, то есть стал самоубийцей. НЕЛЬЗЯ этого делать, нет в эти поминальные дни исключения из общего правила св. Тимофея Александрийского, запрещающего церковное приношение за лиц, самостоятельно лишивших себя жизни.



Праздник Радоницы – это не глубокое переживание о смерти родных и близких людей, а скорее, наоборот, в этот день — радость новому рождению своих родных в другой, вечной жизни.

Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуки с родными. Так что стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместен у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.

Сегодня от вас усопшие иного ждут – вашего радостного и искреннего «Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ: «Воистину Воскресе!»

***

За всеми этими нельзя кроется главное, что происходит в дни Радоницы, — это наша очередная встреча с ушедшими родными и близкими. Встреча надежды и упования. Мы молимся за них с просьбой к Богу и уверенностью, что придет то время, когда так же будут молиться о нас.

С праздником.

Христос Воскресе!



Яндекс.Метрика







Tags: Православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo luganskiy_lgua december 1, 21:01 11
Buy for 30 tokens
Уже год вас читаю, наконец то созрела написать. Будет многобукв)) Мне 36 лет, в школе в 8 классе за одной партой сидела со своим будущим мужем. Влюбилась без памяти! Он писал мне стихи, говорил все такое приятное, я заботилась о нем, таскала бутерброды из дома - романтика!!! После школы пошли в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment